МОУ "Мало-Каменская СОШ"
Большесолдатского р-на Курской области
 

   

«Развитие парламентаризма в России»

9 – 11 классы

Подготовила и провела:учитель истории и обществознания Беленькова С.А.

2011 год

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с вековой историей Государственной Думы России, помочь понять роль и место народного представительства в политической системе современной России.

Развивающие : развитие навыков работы в группах, ведения дискуссии, публичных выступлений.

Воспитательные : воспитание правовой культуры, социализация личности, чувство патриотизма к Родине. Формирование активной позиции, моральной и правовой ответственности за происходящее в России, личного мнения каждого о рассматриваемых проблемах.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, книжная выставка по теме: «Развитие парламентаризма в России».

Методические приемы: слово учителя, сообщения учеников.

Ход урока.

"Сегодня можно с уверенностью говорить об уже сложившихся традициях российского парламентаризма, о его высоком профессионализме, ответственности и конструктивном взаимодействии с исполнительной властью, с регионами России. Убеждён, что это будет и дальше способствовать успешному решению стратегических задач, стоящих перед нашим обществом, и прежде всего инновационному подъёму экономики, развитию качественно новой социальной политики и повышению благосостояния российских граждан". (Из приветствия Президента Российской Федерации Государственной Думе в связи с проведением 1000-го заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 23 мая 2008 года.)

Президент Российской Федерации Д. А.Медведев.

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок. Он проходит в год   знаменательной даты - 105-лет со дня начала деятельности Государственной Думы России, в преддверии выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 6-го созыва. Напомню, что первое в истории заседание российской Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в зале Таврического дворца г. Санкт - Петербурга .И менно тогда началось формирование современного российского парламентаризма.

Энциклопедический словарь определяет парламент - как высший выборный законодательный орган, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения, а парламентаризм - как политическую систему, при которой, согласно Конституции, парламенту принадлежит важная роль в системе государственных органов. Первый в истории человечества парламент был созван в Англии в 1265 году.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече и боярской думы, до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных форм парламентской демократии.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

  В каждой стране парламентаризм как определённая система власти, предусматривающая разделение властей и наличие парламента как представительного органа, обладающего законодательными и контрольными полномочиями, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки. Однако общим для всемирной истории стало то, что современные представительные органы так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих ещё первобытно-общинным отношениям. Впоследствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства в Киевской Руси, Новгородской феодальной республике и ряде других раннефеодальных государственных образований.

  Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов. В Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в России XV - XVII веков - Земские соборы.

В XVI -ХУШ веках в ряде ведущих стран Западной Европы -Н идерландах, Англии, Франции — в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладавшие законодательными и контрольными полномочиями. В России развитие её государственности в силу ряда исторических причин пошло по другому пути, который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий   в стране в руках самодержавного монарха. Этот путь был закреплён в принятии царём Петром I в 1721 г . титула "Император и Самодержец Всероссийский", и Россия стала именоваться Российской империей.

В XVIII — XIX веках неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать систему самодержавной власти в России. Императрица Екатерина II в 1767 г . учредила из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) Комиссию для выработки нового Свода законов Российской империи - Уложения

В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования.   По его предложению в 1810 г . при императоре был создан высший законосовещательный орган -Г осударственный совет.

  В эпоху "великих реформ" императора Александра II в России были созданы новые выборные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей,   ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.

  ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

(27 апреля 1906 г .-8 июля 1906 г .)

Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 г ., в разгар первой русской революции. Император Николай II 17 октября 1905 г . подписал Манифест, в котором заявлялось :

1. Дать населению   свободу совести, слова.

2.в Государственную Думу, привлечь   те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

20 февраля 1906 г . был издан царский манифест, согласно которому одна половина состава Государственного совета по-прежнему назначалось императором, а другая половина становилась выборной.

В результате выборов в П ервую Государственную Думу были избраны 490 депутатов.

Торжественное открытие П ервой Государственной Думы и обновлённого Государственного совета состоялось 27 апреля 1906 г . в Георгиевском зале   Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Депутаты избрали Председателем Государственной Думы одного из лидеров партии кадетов С.А.Муромцева.

За всё время работы П ервой Государственной Думы депутаты смогли принять лишь два закона - об отмене смертной казни и о продовольственной помощи населению голодающих губерний

Непримиримость позиций царя   и позиций большинства Думы привели к тому, что 8 июля 1906 г . царским указом П ервая Государственная Дума, просуществовав всего 73 дня, была распущена. Одновременно был удалён в отставку премьер И. Л. Горемыкин, и на его место Николай II назначил         П. А.Столыпина.

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

(20 февраля 1907года - 3 июня 1907 года)

  Председателем В торой Государственной   Думы был избран кадет Ф.А.Головин.

В начале деятельности В торой Государственной Думы к ней обратился новый премьер П.А.Столыпин, который в своей правительственной декларации обозначил широкую программу реформ, выдвинул целый ряд законодательных инициатив и призвал Думу к сотрудничеству. Однако леворадикальное крыло заявило, что законодательная власть должна подчинить себе власть исполнительную.

           При такой конфронтации с правительством В торой Государственной Думой было принято всего около 20 правительственных законопроектов. Один из них утвердил контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежащих призыву на военную службу в 1907 г . Другой законопроект предусматривал выделение государственных ассигнований на помощь пострадавшим от неурожая. Эти законопроекты были одобрены Государственным советом, подписаны царём и вступили в силу. Следует также отметить, что во В торой Государственной Думе впервые началось обсуждение государственного бюджета.

Камнем преткновения между В торой Думой и правительством стал аграрный вопрос. Левый блок отказал в поддержке аграрной реформе Столыпина, направленной на укрепление крестьянских хозяйств фермерского типа, и продолжал выступать за передачу крестьянам всей земли или части помещичьих земель.

Оппозиционным большинством В торая Государственная Дума одобрила законопроект об упразднении военно-полевых судов, введенных царским правительством в 1906 г ., и пересмотре их приговоров

  Из-за разногласий фракций Николай II подписал обнародованный 3 июня 1907 г . Манифест о роспуске В торой Государственной Думы.

Таким образом, Вторая Государственная Дума просуществовала 103 дня. Вскоре после ее роспуска был издан новый избирательный закон, значительно ограничивавший возможности для радикально настроенных низов российского общества впредь избирать своих представителей в Государственную Думу.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

(1 ноября 1907 года —12 июня 1912 года)

Третья Государственная Дума оказалась единственной из всех дореволюционных Государственных Дум, которая полностью проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок её полномочий.

Председателем Т ретьей Государственной Думы был избран член руководства партии октябристов Н.А.Хомяков.

Именно в Т ретьей Государственной Думе впервые состоялось полноценное обсуждение и принятие закона о годовом государственном бюджете.

Третья Государственная Дума существенно продвинулась в развитии рабочего законодательства в Российской империи. Важным результатом её законодательной деятельности явилось принятие страховых законов по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней.

Третью Государственную Думу назвали "Думой народного образования", ибо во многом благодаря ей были существенно увеличены государственные дотации земствам на строительство и содержание школ, значительно расширилась сеть народных школ и училищ.

Особую остроту приобрело обсуждение закона о создании земств в западных губерниях России, где преобладало нерусское население. Вслед за Государственной Думой этот закон отказался поддержать Государственный совет, и тогда премьер П.А.Столыпин уговорил императора Николая II воспользоваться имевшейся в законодательстве нормой о праве царской власти на трехдневный роспуск обеих палат и принятие закона царским указом с последующим утверждением его палатами. Таким способом в марте <> 1911 г . был принят проталкиваемый Столыпиным закон, но позиции самого Столыпина существенно пошатнулись как в царском окружении, так и в Государственной Думе. Через несколько месяцев, 1 сентября <> 1911 г ., П.А.Столыпин был смертельно ранен в Киеве. После его смерти Николай II назначил премьером министра финансов В.Н.Коковцева .

ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

(15 ноября 1912 года -- 25 февраля 1917 года)

         На выборах в Четвёртую Государственную Думу были избраны представители ранее представленных в Думе левых, центристских и правых общественно-политических сил. Большинство в Четвёртой Думе образовали октябристы, вступившие в коалицию с кадетами. Председателем Четвёртой Думы был снова избран октябрист М.В.Родзянко.

В Думе возобновилась текущая законотворческая деятельность, однако продуктивного взаимодействия правительства даже с весьма умеренным думским большинством не складывалось

Отношения между царской властью и Думой резко изменились после вступления России в Первую мировую войну 19 июля 1914 г . 26 июля открылась однодневная чрезвычайная сессия обеих палат Государственного совета и Государственной Думы, в ходе которой представители всех ведущих общественно-политических сил страны выразили намерение отложить в сторону разногласия с правительством во имя всеобщего единения для победы России над общим врагом - Германией..

  25 августа <> 1915 г . в Государственной Думе было объявлено о создании Прогрессивного блока. Прогрессивный блок выступил за проведение широких демократических реформ в стране при сохранении монархической формы правления, но в её конституционном виде.

Конфронтация между царским правительством и Думой привела Россию к Февральской революции.

25 февраля Четвёртая Государственная Дума на своём заседании, которое оказалось для неё последним, обсуждала меры по преодолению продовольственного кризиса в Петрограде. А 26 февраля < > 1917 г . последовал царский Манифест о перерыве в заседаниях Государственной Думы, и больше она в полном составе не собиралась.

  РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И СУДЬБЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

27 февраля 1917г Председатель Совета Министров князь Н.Д.Голицын уведомил председателя Временного Комитета М.В.Родзянко об отставке царского правительства.

К власти пришло Временное правительство, которое стало править совместно с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов.

Ссылаясь на обстановку военного времени, новые правители России предпочли сосредоточить как исполнительную, так и законодательную власть в руках Временного правительства.

Между тем на волне революционных событий в стране снова возникла такая форма организации власти, как Советы, которые были провозглашены выборными органами трудового народа. В августе-сентябре 1917г. Временное правительство предприняло ещё одну попытку создать некий представительный орган, который примирил бы различные общественно-политические силы. Этот орган получил название Предпарламента, но существенной роли так и не сыграл.

Ни Временному правительству, ни Петроградскому Совету не удалось добиться вывода страны из острого кризиса, который начался ещё при монархии. Но даже в этих условиях Временное правительство осуществило подготовку самых демократических за всю историю России выборов в Учредительное собрание, которые были намечены на ноябрь 1917г.

25 октября (7 ноября) < > 1917 г . большевики совершили военный переворот в Петрограде, который положил начало Октябрьской революции. Было образовано новое правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным, а также Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) во главе с Л.Б.Каменевым как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти.

  5 января < > 1918 г . в Таврическом дворце открылось Учредительное собрание, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве России, но оно было сорвано большевиками.

  ЭПОХА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ

  После Октябрьской революции 1917г. большевики во главе с В.И.Лениным объявили о начале строительства новой, советской системы государственной власти. Основой этой системы были объявлены Советы депутатов трудящихся как органы государственной власти на всех её уровнях. Советы работали под   контролем Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

В первой Конституции Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятой в <> 1924 г ., был закреплён полный разрыв с основополагающим принципом парламентаризма о разделении властей. Верховным органом государственной власти был провозглашён Всесоюзный Съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливалось, что ЦИК издаёт кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению СССР, определяет круг деятельности Совета Народных Комиссаров СССР и Президиума ЦИК СССР.

Вместо ЦИК СССР был образован как высший орган государственной власти Верховый Совет СССР

  Верховный Совет СССР был провозглашён не только законодательным, но и высшим органом государственной власти СССР. Верховный Совет СССР осуществлял законодательную деятельность, рассматривал и принимал законы СССР, в том числе закон о государственном бюджете на очередной год.

         В депутатском корпусе были более или менее равномерно представлены все категории населения: молодые и пожилые, женщины и мужчины, рабочие и колхозники, представители интеллигенции и военные, а также определённый процент беспартийных граждан.

          Работа над законопроектами в Верховном Совете СССР шла на высоком профессиональном уровне, с привлечением компетентных экспертов. Многие из них оказались востребованными в процессе возрождения парламентаризма в нашей стране.

ПЕРЕСТРОЙКА СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ

С конца 1980-х годов в русле курса на перестройку и гласность, провозглашённого Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачёвым, началась демократизация советской политической системы.

Стремясь усилить в советской политической системе элемент народовластия, реформистское крыло КПСС наделило Съезд народных депутатов СССР рядом ключевых конституционных полномочий, ранее принадлежавших Верховному Совету СССР и его Президиуму.

В марте < > 1990 г . Верховный Совет СССР принял новую редакцию Конституции СССР, в которой кардинально изменилась статья 6, которая говорила, что в общественно-политической жизни страны закреплялся отказ от монополии КПСС и признавалось наличие в СССР многопартийности.

Выборы народных депутатов РСФСР состоялись в марте < > 1990 г ., то есть тогда, когда сама РСФСР ещё находилась в составе СССР. I Съезд народных депутатов РСФСР открылся 16 мая < > 1990 г . в Большом Кремлёвском дворце. Впоследствии народные депутаты работали в "Белом доме".

За три с небольшим года своей работы с мая < > 1990 г . до начала октября <> 1993 г . народные депутаты Российской Федерации внесли существенный вклад в становление отечественного.

К осени <> 1993 г . среди народных депутатов произошло окончательное размежевание сторонников конструктивного сотрудничества законодательных и исполнительных органов государственной власти и сторонников бескомпромиссного противодействия политическому курсу Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина.

  Итогом этой открытой конфронтации стали трагические события         3-4 октября <> 1993 г . в Москве, сопровождавшиеся вооружёнными столкновениями и завершившиеся штурмом Дома Советов на Краснопресненской набережной, санкционированным Президентом Б.Н.Ельциным. Так в новейшей политической истории России завершилась эпоха Съездов народных депутатов и Верховных Советов.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Своим Указом от 21 сентября <> 1993 г . № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря <> 1993 г . единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

           12 декабря <> 1993 г . одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Большинством голосов избирателей Конституция Российской Федерации была принята, что стало началом принципиально новой эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны.

Именно в Конституции — основополагающем правовом документе Российской Федерации — впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие "парламент

Парламент провозглашён как представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Новый этап в развитии парламентаризма в нашей стране наступил после того, как в Конституции Российской Федерации было установлено, что депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе.

  На современном этапе развития России первостепенными задачами остаются обеспечение целостности Российской Федерации и сохранение общественно-политической стабильности в стране в интересах всего общества

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВОГО СОЗЫВА

(11 января 1994 года -- 22 декабря 1995 года)

Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной    Думы первого созыва

№ п / п

Депутатские объединения

Количество депутатов

Руководитель

1.

Фракция "Выбор России"

76

Гайдар Е.Т.

2.

Фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР)

63

Жириновский В.В.

3.

Фракция Аграрной партии России ( АПР )

55

Лапшин М.И.

4.

Фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ)

45

Зюганов Г.А.

5.

Фракция Партии российского единства и согласия (ПРЕС)

30

Шахрай С.М.

6.

Фракция объединения "ЯБЛОКО"

25

Явлинский Г.А.

7.

Фракция политического движения "Женщины России"

23

Лахова Е.Ф.

8.

Фракция Демократической партии России (ДПР)

15

Травкин Н.И.

9.

Депутатская группа "Новая региональная политика"

65

Медведев B.C.

10.

Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения

47

Основные результаты законодательной деятельности:

Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Семейный кодекс Российской Федерации

федеральные законы о федеральном бюджете на 1994,1995и1996 годы

Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации"

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "

Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации"

Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации"

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон "О ветеранах"

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

Федеральный закон "Об акционерных обществах"

Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства"

Ратифицированы:

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Вклад в развитие парламентаризма

В период деятельности Государственной Думы первого созыва установилось взаимодействие между Государственной Думой и Советом Федерации, начали складываться рабочие отношения Государственной Думы с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами. В то же время по инициативе ряда депутатских объединений в Государственной Думе первого созыва несколько раз в соответствии с Конституцией Российской Федерации рассматривался вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации во главе с В.С.Черномырдиным.

Был принят Федеральный закон "О Счётной палате Российской Федерации", которая согласно Конституции Российской Федерации является органом парламентского контроля.

В Думе первого созыва впервые были осуществлены конституционные полномочия Государственной Думы принимать своими постановлениями решения о назначении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка Российской Федерации, а также об объявлении амнистии тем или иным осужденным категориям граждан.

В Думе первого созыва началась практика проведения парламентских слушаний и "правительственных часов", а также направления парламентских запросов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВТОРОГО СОЗЫВА

  (16 января 1996 года - 24 декабря 1999 года)

Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы

Государственной Думы второго созыва

№ п / п

Депутатские объединения

Кол-во депутат.

Руководитель

1.

Фракция КПРФ

149

Зюганов Г.А.

2.

Фракция "Наш дом - Россия" (НДР)

65

Беляев С.Г.

3.

Фракция ЛДПР

51

Жириновский В. В.

4.

Фракция "ЯБЛОКО"

46

Явлинский Г.А.

5.

Депутатская группа "Российские регионы"

42

Сопредседатели : Абдулатипов Р. Г., Лысенко В.Н., Медведев B.C., Медведев П. А., Морозов О. В., Чилингаров А.Н.

6.

Депутатская группа "Народовластие"

37

Рыжков Н.И.

7.

Аграрная депутатская группа

35

Харитонов Н.М.

8.

Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения

25

Основные результаты законодательной деятельности:

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Уголовный кодекс Российской Федерации

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая

Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации"

Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации"

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"

Федеральный закон "О бухгалтерском учёте"

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"

Федеральный закон "О лизинге"

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Федеральный закон "О национально-культурной автономии"

Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

Ратифицированы:

Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Уставу Европы"

Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протокол к ней

Европейская хартия местного самоуправления

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств

Устав Организации Черноморского экономического сотрудничества

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной

Договор о создании Союзного государства

Вклад в развитие парламентаризма

В период деятельности Государственной Думы второго созыва Государственная Дума неоднократно использовала свои конституционные полномочия о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение его кандидата на должность Председателя Правительства Российской Федерации. В настоящее время все главы российского правительства проходят через парламентскую процедуру рассмотрения и утверждения депутатами их кандидатур.

В период работы Государственной Думы второго созыва стали регулярными заслушивания депутатами годового отчёта Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета, а также годовых отчётов о работе Счётной палаты Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

В Государственной Думе второго созыва получила дальнейшее развитие практика согласования позиций Государственной Думы, Совета Федерации, Президента Российской Федерации в рамках согласительных процедур по отклонённым федеральным законам.

По инициативе ряда фракций и депутатских групп в Государственной Думе второго созыва на основе соответствующей конституционной нормы рассматривался вопрос об отрешении Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от занимаемой им должности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

(18 января 2000 года - 11 декабря 2003 года)

Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы

Государственной Думы третьего созыва

№ п / п

Депутатские объединения

Количество депутатов

Руководитель

1.

Фракция КПРФ

95

Зюганов Г.А.

2.

Фракция "Единство"

81

Грызлов Б. В.

3.

Фракция "Отечество — вся Россия" (ОВР)

43

Примаков Е.М.

4.

Фракция "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" (СПС)

33

Кириенко С. В.

5.

Фракция "ЯБЛОКО"

21

Явлинский Г.А.

6.

Фракция ЛДПР

17

Лебедев И. В.

7.

Депутатская группа "Народный депутат"

58

Райков Г. И.

8.

Депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)"

40

Морозов О. В.

9.

Агропромышленная депутатская группа

35

Харитонов Н.М.

10.

Депутаты, не состоявшие в зарегистрированных депутатских объединениях

17

Основные результаты законодательной деятельности:

Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "О Государственном гимне Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении"

Федеральный конституционный закон "О военном положении"

Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации"

Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть третья

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая

Таможенный кодекс Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон "О политических партиях"

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации"

Федеральный закон "О Пограничной службе Российской Федерации"

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе"

Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"

Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного конгроля (надзора)"

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

Федеральный закон "О землеустройстве"

Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Федеральный закон "Об ограничении курения табака"

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"

Ратифицированы:

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества Хартия Шанхайской организации сотрудничества

Вклад в развитие парламентаризма В период деятельности Государственной Думы третьего созыва после избрания В.В.Путина на должность Президента

Российской Федерации утвердилась практика регулярных рабочих встреч главы государства с Председателем Государственной Думы, руководителями депутатских объединений в Государственной Думе. В результате полномочные представители депутатского корпуса имеют возможность непосредственно обсуждать с Президентом Российской Федерации широкий круг вопросов внутренней и внешней политики, высказывать свои позиции и предложения.

В Думе третьего созыва продолжал действовать сформированный в Думах предыдущих созывов механизм рассмотрения основополагающего законодательного документа государственной политики — федерального закона о федеральном бюджете на очередной год. Этот сложный и многофункциональный механизм включает в себя ряд парламентских процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы. Таким образом, парламент, Правительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации активно взаимодействуют в определении бюджетной политики государства.

В процессе работы Государственной Думы третьего созыва произошла важная перегруппировка партийно-политических сил, в результате которой несколько фракций и депутатских групп образовали парламентское большинство, стабильно поддерживавшее основные направления внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации В.В.Путина.

                                                   ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕТВЁРТОГО СОЗЫВА

(29 декабря 2003 года - 16 ноября 2007 года)

  Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы четвёртого созыва

№ п / п

Депутатские объединения

Количество депутатов

Руководитель

1.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

300

Грызлов Б. В.

2.

Фракция КПРФ

52

Зюганов Г.А.

3.

Фракция ЛДПР

36

Лебедев И.В.

4.

Фракция "Родина"

36

Глазьев С.Ю. Рогозин Д.О.

5.

Депутаты, не состоявшие в зарегистрированных депутатск . объединениях

23

Основные результаты законодательной деятельности:

Федеральный конституционный закон "О референдуме в Российской Федерации" (новая редакция)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая

Жилищный кодекс Российской Федерации

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Водный кодекс Российской Федерации

Лесной кодекс Российской Федерации

Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"

Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Федеральный закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Федеральный закон "О муниципальной службе Российской Федерации"

Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Федеральный закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Федеральный закон "О противодействии терроризму"

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Федеральный закон "О саморегулируемьтх организациях"

Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Ратифицированы:

Соглашение о формировании Единого экономического пространства

Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на её Восточной части

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма

Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции

Вклад в развитие парламентаризма

В период деятельности Государственной Думы четвёртого созыва в Думе возникла принципиально новая ситуация, когда устойчивое парламентское большинство было сформировано одной партией -п артией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", значительно опередившей все другие партии на парламентских выборах. Это новое соотношение партийно-политических сил в Думе позволило обеспечить широкую поддержку курсу Президента Российской Федерации В.В.Путина и законодательным инициативам Правительства Российской Федерации.

Важное значение для дальнейшего развития российского парламентаризма имеет принятый Думой четвёртого созыва федеральный закон о парламентском расследовании. Впоследствии на базе этого закона Государственная Дума совместно с Советом Федерации провела несколько парламентских расследований по вопросам, которые находились в центре внимания всей страны.

В результате большой работы депутатов и Аппарата Государственной Думы сложились и отладились процедуры, регламентирующие законодательные и другие полномочия Государственной Думы. Эти процедуры по своим характеристикам находятся на уровне современных требований мировой парламентской практики.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА

(24 декабря 2007 года - 2011 год)

Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы пятого созыва

№ п / п

Депутатские объединения

Количество депутатов

Руководитель

1.

Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"

315

Грызлов Б. В.

2.

Фракция КПРФ

57

Зюганов Г. А.

3.

Фракция ЛДПР

40

Лебедев И.В.

4.

Фракция "Справедливая Россия"

38

Левичев Н.В.

Основные результаты законодательной деятельности:

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации"

Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

Федеральный закон "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"

Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании"

Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"

Федеральный закон "О безопасности"

Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"

Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт"

Федеральный закон "Об инновационном центре " Сколково "

Федеральный закон "Консульский устав Российской Федерации"

Федеральный закон "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака"

Ратифицированы:

Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании

Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности

Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года

Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины

Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества

Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности

Вклад в развитие парламентаризма

В период деятельности Государственной Думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Конституцию Российской Федерации были внесены поправки о том, что Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в апреле 2009 г. впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление.

В процессе развития взаимодействия парламента с институтами гражданского общества в России было принято решение о направлении всех законопроектов, рассматриваемых в Государственной Думе, на экспертизу в Общественную палату Российской Федерации. Кроме того, в Государственной Думе была начата практика предоставления парламентской трибуны не только партиям, располагающим парламентскими фракциями, но и партиям, не представленным в Государственной Думе. В декабре 2010 г. на заседании Государственной Думы представители всех зарегистрированных в нашей стране политических партий обсудили вопрос о развитии трудового законодательства.

В Думе пятого созыва, несмотря на значительное численное преимущество фракции парламентского большинства над оппозиционными фракциями, неукоснительно соблюдается один из ключевых принципов парламентаризма, предусматривающий, что депутаты от оппозиционных партий, представленных в парламенте, входят в состав руководства Государственной Думы на уровне заместителей Председателя Государственной Думы, членов Совета Государственной Думы и председателей комитетов Государственной Думы. Также незыблемым остаётся основополагающий принцип парламентаризма, гарантирующий оппозиционным фракциям равные с парламентским большинством права при обсуждении всех вопросов, рассматриваемых Государственной Думой.

4 декабря, совсем уже скоро, пройдут выборы в новую Государственную Думу Федерального Собрания РФ шестого созыва.

Рассказы обучающихся о программах партий, их лидерах, истории образования (с использованием слайдов).

Учитель: Пройдет немного времени, и вы, ребята, станете полноправными гражданами России - будете иметь право избирать или быть избранными. Осуществление простой, на первый взгляд, роли избирателя потребует от вас высокой политической культуры, умения разбираться в основных социально-политических вопросах.

От вас, сегодняшних старшеклассников, от ваших профессиональных знаний и активной жизненной позиции будет многое зависеть как в экономике, так и в общественной жизни Курской области   и России в целом. Возможно, некоторые из вас захотят попробовать свои силы и в депутатской работе.

Страна нуждается в молодых, энергичных, талантливых специалистах. Но успех приходит лишь к тому, кто умеет работать и не пасует перед трудностями.


[ Главная ]  [ Учебный процесс ]  [ Внеклассная работа ]  [ События ]  [ Фотоальбом ]  [ Написать письмо
Hosted by uCoz