МОУ "Мало-Каменская СОШ"
Большесолдатского р-на Курской области
 

   

Тема урока : «Пожарная безопасность».

Цель урока: Отработать последовательность действий в случае      возникновения пожара.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров;
  • Познакомить с правилами пожарной безопасности;
  • Познакомить с подручными   средствами пожаротушения;
  • Научить обучающихся правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • Научить эвакуироваться из данного кабинета школы;
  • Прививать элементарные навыки борьбы с огнем;
  • Развивать внимание и мышление обучающихся .

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного)

Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point ; карточки с заданиями; стационарный телефон; мобильный телефон; телевизор; одеяло; цветочный горшок с землей; утюг; розетка, бутылка с водой.

Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка пройденного материала.
  • Новая тема.
  • Практическая работа.
  • Итог урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока:

I .     Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Кто сегодня отсутствует? Садитесь, пожалуйста.

II .      Проверка пройденного материала.

     - Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников   дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)

- Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми   познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и прочитайте их.

Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих выражений.

  • Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится   на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)?   (ПАССАЖИР)
  • Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством? (ВОДИТЕЛЬ)
  • Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (ПЕШЕХОД)
  • Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай

Но звоню я то и знай.   (ВЕЛОСИПЕД)

  • Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
  • Одно из немеханических транспортных средств. (ВЕЛОСИПЕД)
  • Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИР)
  • Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам? (ПЕШЕХОД)
  • На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)
  • Как можно назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
  •   Кому первому необходимо сообщить   о возникновении пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе? (ВОДИТЕЛЬ)
  • Новая тема.

- Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения прошлых уроков. Скажите, какое слово из предложенных вы ни разу не употребили, отвечая на вопросы. (ПОЖАР)

- А как вы думаете, почему я его вам сюда записал? (Будем изучать пожары)

- Сегодня мы с вами не только узнаем, что   называется пожаром, но и познакомимся   с основными причинами пожаров,   с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения пожара и   эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.

- Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес людям.

- Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?

- В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение   автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать   электроэнергию.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая   необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем? (К пожару).

Давайте прочитаем и запишем определение пожара.

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.

Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.

- Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов. Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

- Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

- Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране из-за этого вспыхивает примерно каждый шестой пожар.

В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Дети ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие игры заканчиваются пожаром.

Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.

Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный окурок.

К пожару может привести нарушение правил пользования   легковоспламеняющимися жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными баллонами.

Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.

В повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Вот   основные из них:

  • Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
  • Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;
  • Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;
  • Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;
  • Не оставляйте без присмотра включенные   электронагревательные приборы;
  • Не оставляйте без присмотра   включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
  • Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
  • Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

- Ребята, эти правила пожарной безопасности у вас описаны в учебнике на странице 60. Дома вы их прочитаете, запомните и будете стараться их не нарушать.

IV . Практическая работа.

- А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила пожарной безопасности, немного поиграем. Я вам буду показывать рисунок, на котором изображен пример несоблюдения правил пожарной безопасности. Вы внимательно смотрите на рисунок, а потом рассказываете, какие меры предосторожности не были соблюдены.

- Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

         - Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда позвонить?

         - В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на   Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану.

         Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.

В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.

Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова; точный    адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с   которого вы звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

- У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Здесь есть две карточки: «диспетчер»   и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вытяните карточку и вызовите пожарную команду, следуя указаниям.

- Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если стали очевидцем пожара.

- Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если   очаг возгорания небольшой, что нам необходимо делать?

- Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

  • Нельзя открывать   окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
  • Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки, загоревшийся электроприбор.
  • Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой тканью.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью, огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
  • В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.

Карточки:

  • Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
  • Младший брат (сестра) игрался со спичками. Начал гореть палас. Ваши действия?
  • Вы смотрели   телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия?
  • В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?
  • Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной смесью возле печи. Искра   от пламени упала   возле жидкости, и произошло возгорание. Ваши действия?
  • Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце?

- Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе   сработала сигнализация. (Эвакуируемся)

- Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации? Где они расположены?

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

  • Определяются основные и запасные выходы;
  • Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
  • Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
  • Приводятся в готовность средства пожаротушения.

- Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи, покинуть подвал. Мы выходим из кабинета, поворачиваем налево и поднимаемся   по лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.

V .   Итог урока.  

         - Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что же такое пожар?

- Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?

- По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы   говорим диспетчеру?

- Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в нашей школе.

VI . Домашнее задание.

- Дома   прочитайте в учебнике страницы 58-65, выучить определение пожара и правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара.


[ Главная ]  [ Учебный процесс ]  [ Внеклассная работа ]  [ События ]  [ Фотоальбом ]  [ Написать письмо
Hosted by uCoz