МОУ "Мало-Каменская СОШ"
Большесолдатского р-на Курской области
 

   

 Устный  журнал на  тему:

«Избирательное  право - институт  народовластия

            Подготовила и провела учитель

                                    обществознания МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

  Большесолдатского района Курской  области

   Беленькова Светлана Анатольевна

2010 год

                                           2

Цели мероприятия:  показать смысл и значение выборов в современном обществе;    сформировать у обучающихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства;  способствовать воспитанию гражданственности, активной жизненной позиции молодежи.

Форма проведения:   «Устный журнал»  с участием депутатов местной администрации;  предварительно:  анкетирование старшеклассников    и конкурс плакатов  «Мы и выборы».

Используемые материалы и оборудование:   тексты Конституции РФ, Федераль­ный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации»,  стенд плакатов «Мы и выборы», ноутбук, проектор, экран;  презентация страниц «Устного журнала», данных статистики и результатов анкетирования;  сообщения  учащихся по теме «Избирательное право – институт народовластия».

Эпиграф:   «Только  то - общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы»    (Цицерон).

Участники:  обучающиеся   9 -11  классов,  молодые педагоги,     депутаты местной администрации.

                                             3

                  Социологическая анкета

1.    Как часто вы интересуетесь политическими  событиями?

  • постоянно;
  • время от времени;
  • практически не интересуюсь;
  • затрудняюсь ответить.

2.    Как часто вы смотрите политические ново­сти по телевизору?

  • каждый день;
  • несколько раз в неделю;
  • раз в неделю;
  • реже, чем раз в неделю.
  • практически не смотрю;
  • затрудняюсь ответить.

3.    Какие проблемы в стране вызывают у вас сейчас наибольшую тревогу?

  • невозможность получить хорошее образо­вание;
  • отсутствие порядка, бездействие властей, политическая нестабильность;
  • загрязнение окружающей среды, террито­рии области, района;
  • коррупция, произвол чиновников;
  •  состояние медицинского обслуживания;
  •  затрудняюсь ответить.

                                                       4

  •  Хотели бы вы в будущем быть лидером политической партии?
  • Если бы выборы состоялись в ближай­шее воскресенье, то какое из следующих утверждений наиболее точно отражает ваше намерение?
  • уверен, что не буду голосовать;
  • сомневаюсь, что буду голосовать;
  • не знаю, буду голосовать или нет;
  • скорее буду голосовать;
  • совершенно точно буду голосовать;
  • затрудняюсь ответить.

6.     Что для вас значат выборы?

  • необходимый механизм законной смены власти;
  • возможность влиять на политический курс, проводимый правительством;
  • они не решают злободневных проблем и ничего не меняют в жизни людей;
  • способ обмануть избирателей;
  • другое (укажите, что именно).

7. Что в дальнейшем может повлиять на вашу активность в выборах?

  • настроение в день выборов;
  • друзья, семья, их активность;
  • ничего не повлияет, буду голосовать всегда;
  • просто не хочу идти в выходной день на выборы.

                                             5

           Вступительное слово учителя.

Дорогие старшеклассники! Вы находитесь на пороге совершеннолетия.

Вам в скором будущем предстоит решать свою судьбу и судьбу нашей страны. Сегодняшнее мероприятие мы проводим для того, чтобы вы поняли, насколько важно участвовать в выборах.

Еще в древности Цицерон сказал: «Только то - общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Выборы, как вы знаете, являются одним из сущест­венных признаков демократии и свободы. Через выборы народ (в ли­це избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представи­тельная форма участия граждан в политике. Однако пред­ставительство народных интересов может быть осуществле­но только при условии, если выборы организованы демо­кратически.

Страница 1 – «Выборы – признак демократии»

Ведущие:

- Слово «выборы» пришло из латинского языка, где оно тоже    означает «делать выбор». На выборах люди чувствовали, что     у них есть право выбирать своего руководителя.  И так было на протяжении тысячелетий.      -Выборы — демократическая процедура, с помощью которой                                 

                                                  6       

определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). 

-  Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. 

 -  Основы избирательной системы закреплены в Конституции РФ, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г

-  В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. (последней конституции советского периода) она содержит Специальную главу             «Избирательная система», в которой в самом общем виде              закреплены  основы избирательного процесса.  

- Избирательное право в узком смысле — это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:  

- активное избирательное право — право граждан избирать;

- пассивное избирательное право — право граждан избираться.                                                                                  - Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В настоящее время в большинстве стран активным избирательным правом обладают граждане по достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) — 16 лет. 

 - В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года  и остается таковым до сих пор. 

 

                                           7

Учитель.   

      К сожалению, в нашем обществе много проблем, и как они будут решаться, многое ведь зависит и от нас, граждан, и от вас, молодежи. Нужно быть активными и неравнодушными. Тогда совместными усилиями можно многого добиться.

Очень порадовали ваши ответы на социальную анкету, хотелось бы, чтобы  это было искренне.

Из 33 опрошенных учащихся большинство уверены в том, что они в будущем обязательно будут голосовать, и на это ничто не повлияет.         29 человек  уверены в том, что с помощью выборов можно влиять на политический курс правительства. Все назвали наиболее насущные всеобщие проблемы. Но лидерами партий хотят быть совсем немногие -           (7 чел.). И задачей для многих остается приучение себя смотреть и слушать новости, интересоваться политическими событиями. Это очень важно.

Посмотрите на данные статистики  2007 года:     /на экране/

* 7% россиян лично принимают участие в политической деятельности.

* 93% - не принимают участие вообще.

Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь

* 1% населения РФ.

* 3% - от случая к случаю.

* 5% - не занимаются такой деятельностью вообще.

                                                         8                                                                           

* 58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.

* 16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.

* 11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.

- Какие выводы мы можем сделать из этих данных?

Ведущие.

- Причины политической пассивности:

- Отстраненность части граждан от политики;

- Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы             человек не проголосовал – ничего не изменится;

-  Низкий уровень политической культуры;

-  Незнание программ партий и трудности с выбором;

- Слабое и медленное освоение демократических ценностей,                                         так как люди низко их оценивают.

- Необходимо участвовать в выборах  потому, что:

- Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

- Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

- Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

- Выборы закладывают фундамент будущего страны;

                                                9

- Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни           своего государства и народа.

       Страница 2 – «Институт народовластия»

Выступления десятиклассников по теме «Избирательное право – институт народовластия»:                                

  • Выборы в современной России — необходимый элемент наро­довластия. Понятие выборов многогранно. Во-первых, результаты выборов наряду с референдумом являются в соответствии с Кон­ституцией

Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением воли народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю не­посредственно. Во-вторых, выборы являются механизмом реализа­ции конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправ­ления (ст. 32). В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным   представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение опре­деленного периода времени (как правило, четырех или пяти лет). В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру де­мократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

                                                  10

  • Избирательное право является частью конституцион­ного права и рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле избирательное право — это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государст­венной власти и местного самоуправления. Так, в России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть из­бранным в представительный орган — с 21 года, главой ад­министрации субъекта РФ — по достижении 30 лет, а Президентом страны — с 35 лет. Российские граждане уча­ствуют                                                                                                  в формировании избирательных органов на принци­пах всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право в широком смысле включает, помимо сказанного, избирательные зако­ны (например, Законы РФ «О выборах Президента Россий­ской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.; законодательство субъектов РФ), иные акты (напри­мер, инструкции и разъяснения). Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федераль­ного закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации» - это форма прямого волеизъявления граж­дан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами

                                                11

муниципаль­ных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномо­чиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодатель­ных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и других органов законодательной власти.

3. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, в связи с этим                                                                                                                      институт народовластия, выражающийся в избирательном праве, является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Существует множество точек зрения на определение избирательного права, как института народовластия, однако большинство авторов сходятся на следующем.

Избирательное право - это институт народовластия, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития

                                                12

демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права стало утверждаться только в XX веке. Эти принципы воплощены в международно-правовых документах.

Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурирует несколько идеологий и соответствующие им политические силы. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемости (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов».

4.Итак, предмет российского избирательного права представляет собой совокупность общественных отношений, опосредующих осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях - иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. Такой взгляд на предмет избирательного права Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет

                                                   13

охватить рамками его содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формирования представительных институтов публичной политической власти.

5. Одним из главных принципов избирательного права является принцип всеобщего избирательного права (ст. 4 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Он означает, что каждый гражданин Российской

Федерации, достигший определённого возраста, независимо от расовой, национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующие органы государственной власти.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. К числу организационных гарантий относятся:

четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей;

                                                    14

возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства;

организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможность прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам.

Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или

подкупа реализации гражданином России своих избирательных прав наказывается в судебном порядке.

Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской Федерации (ст. 97) закрепляет положение, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы не могут, находясь на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Эта же статья Конституции России, а в соответствии с ней и нормы избирательного законодательства установили, что депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, Конституция Российской Федерации содержит дополнительное

                                                     15

ограничение: одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие запрета на совмещение государственной службы и выполнения депутатских обязанностей само по себе не является препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депутата. В соответствии с законом лица, у которых должность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности

в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

Страница 3 – «Дела депутатские».

Учитель.

Ребята, сегодня мы имеем возможность познакомиться с деятельностью  Муниципального образования «Сторожевский сельский совет», т.е. нашей местной власти. У нас в гостях депутаты сельской администрации Петина Галина Леонидовна и Мясищев Александр Григорьевич.  Вы можете задать им вопросы о том, как  и в чём проявляется народовластие в нашей местности.

Вопросы:

- Как часто проводятся заседания депутатов сельского совета?

- Какие вопросы вы рассматриваете на заседаниях?

- Что из поставленных задач удалось решить в этом году?

                                        16

- Как вы реагируете на просьбы людей?

- Приведите примеры, кому из жителей села вы оказали помощь

- Какие меры принимаются местной администрацией по наведению порядка на улицах, в общественных местах?

-  Как складывается и распределяется местный бюджет? 

 Учитель.

Вы прослушали важную информацию о деятельности депутатов сельского совета  и узнали о том, как решаются важные проблемы в нашей местности. В решении многих вопросов в своем селе вы можете принимать самое активное участие.

Страница 4 – «Мы и выборы».

Слово победительнице конкурса плакатов по предвыборной агитации ПодколзинойТамаре.  

Она комментирует свою работу «Голосуй умом и сердцем!»   и читает стихотворение  Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

                                     Каждый выбирает по себе

                                     Слово для любви и для молитвы.

                                      17

                                     Шпагу для дуэли, меч для битвы

                                     Каждый выбирает по себе!

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

                                      Каждый выбирает для себя,

                                      Выбираю тоже, как умею.

                                      Ни к кому претензий не имею:

                                     Каждый выбирает для себя!

Ведущие.

- Итак,  мы сегодня убедились в том, о чем Цицерон написал еще в древности:

- Настоящим свободным и демократическим  обществом мы можем назвать только то общество, в котором  есть народовластие.

-  А предоставляет нам возможность участвовать в управлении государством -  избирательное право.

- Я  в  выборах  участвовать  хочу! Мне  скоро  18 - буду избиратель!

Голосовать  бесценный  опыт  получу, и  пусть  не  смотрит  строго   наблюдатель.

                                                  18

- Мой  голос  станет  важным для  страны,

с  надеждой  в  будущее  отдаю  его  я.          

                      - И  если  хочешь  изменить  веление  судьбы,

                       Не  стоит  жизнь  прожить  отшельника – изгоя.

 - Я  голосую, я  уверен  будут  перемены!

Уверен  в  том, что  нам  историю  вершить!

                   - И, чтобы  не  было  в  день  выборов  подмены,

                    Должны  мы  все  решить, в  какой  стране  нам  жить!                                                 

Страница 5 – «Напутствия будущим избирателям»              

              Приветствие от молодых учителей.  

                       Будущему избирателю.

-При достижении возраста 18 лет ты получишь право участвовать в выборах. Наступит новая пора твоей жизни – пора гражданской ответственности за принятые решения и сделанный выбор.

-Первое в жизни голосование – это особенно важное событие в жизни.

-Ты станешь полноценным гражданином страны.

-Твой выбор может повлиять на политическую и общественную жизнь в родном селе, районе, стране.

-Твой голос действительно значим, он обязательно будет услышан!

-Не оставайся в стороне, делай свой выбор, который тебе подсказывает твоё сердце, твоя совесть!

                                            19

В  конце мероприятия с напутственным словом к старшеклассникам          выступила Мясищева Ольга Николаевна.

Она подвела итог конференции,  пожелала будущим избирателям  огонька и задора во всех положительных начинаниях, стать настоящими, активными гражданами своей страны!


[ Главная ]  [ Учебный процесс ]  [ Внеклассная работа ]  [ События ]  [ Фотоальбом ]  [ Написать письмо
Hosted by uCoz